О воспитательной деятельности

О воспитательной деятельности колледжа.

     Воспитательная работа в колледже является неотъемлемой частью образовательного процесса. Профессиональное образование сегодня ориентируется на подготовку выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию. Качество подготовки таких выпускников зависит от общей культуры личности, которая формируется в образовательной среде колледжа. Воспитывающее воздействие образовательного процесса заключается, прежде всего, в его духовной и культурной направленности, формировании гуманистического мировоззрения, в раскрытии связей знаний и умений с жизнью, в приобретении позитивного социального опыта.

      Воспитательная работа в колледже строится на основе следующих документов: Конституция РФ; Международная конвенция о правах и свободах человека; Закон РФ "Об образовании"; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг.; План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.; ФЗ - 83 от 8 мая 2010 г.; требования ФГОС СПО нового поколения; Устав ГБПОУ Колледж строительства и дизайна; Концепция воспитательной деятельности колледжа на период 2016-2018 гг.; Программ колледжа - Программа профилактики девиантного поведения и предупреждения правонарушений обучающихся, Программа гражданско-патриотического воспитания «Я гражданин России». В колледже действуют утвержденные директором локальные акты: Правила внутреннего распорядка дня обучающихся и студентов; Положение О совете по профилактике; Положение об органе студенческого самоуправления; Положение о методическом объединении классных руководителей; Положение о классном руководстве; Положение о дополнительном образовании; Положение социально-психологической службе; Положение о психолого-педагогическом консилиуме; Положение о волонтерской (добровольческой) организации; Положение о родительском комитете; Положения о конкурсах и спортивных соревнованиях колледжа.

      Воспитание понимается как целенаправленный процесс создания условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся. Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого обучающегося, который рассматривается как объект и субъект воспитательной деятельности. Воспитание в колледже осуществляется на основе следующих принципов:

  • преемственности воспитательной деятельности, осуществляемой на предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов;
  • целенаправленного управления развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей,
  • также профессиональной специфики; личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;
  • гражданственности, выражающейся в соотнесении воспитательной деятельности с интересами общества и государства;
  • вариативности воспитательных подходов, предполагающих различные модели воспитательной деятельности;
  • компетентного использования педагогическим коллективом обоснованных теорией и практикой психолого-педагогических подходов, методов и приемов.

Основной целью воспитательной деятельности колледжа является: способствовать всестороннему развитию личности обучающегося в гуманистическом аспекте, обеспечивать условия для формирования общих и профессиональных компетентностей будущего специалиста.

В содержание воспитательной деятельности колледжа включены следующие задачи:

1. Создание условий для развития личности и ее успешной социализации, профессиональной, творческой, общественной активности.

2. Развитие воспитывающей образовательной среды колледжа.

3. Работа с родителями как с социальными партнерами колледжа по выполнению задач воспитания подростков. Первая задача реализуется в соответствии со следующими направлениями: формирование позитивных, общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; организация многообразной и разносторонней деятельности обучающихся в целях формирования здоровой, нравственной толерантной личности; обучение подростков социально важным навыкам, организация здорового образа жизни; формирование необходимых, многосторонних и основанных на общечеловеческих ценностях отношений к окружающему миру: обществу, природе, людям, труду, науке, культуре, себе; формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности; психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение обучающегося на протяжении всего периода обучения. Воспитывающая среда представляется как динамическая целенаправленная система отношений, опосредованных доминирующими нравственными нормами. Критерием сформированности воспитывающей среды выступает результат ее влияния на социальную активность воспитанника, а именно: проявление социальной активности, социальная адаптация и сохранение автономности в этой среде. Вторая задача (развитие воспитывающей образовательной среды колледжа) реализуется по следующим направлениям: развитие студенческого самоуправления и волонтерского движения; развитие воспитательных пространств в колледже (сетевое взаимодействие, интеграция с производством, спортом, искусством, бизнесом – работа с социальными партнерами); создание структуры дополнительного образования и досуга для реализации потребностей и интересов в творческой самодеятельности, спорте, научно-техническом, художественном творчестве и т.д.

Третья задача реализуется путем организации просветительской работы с родителями в вопросах обучения, воспитания, профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения, половозрастной специфики и психического развития подростков и др.; психолого-педагогической поддержки родителей - помощь по коррекции воспитания и семейного общения; привлечение родителей к коллективным творческим, спортивным и социальным мероприятиям, к общественному управлению колледжем.

Система воспитательной работы основана на единстве целей и задач, содержания, форм и методов воспитания; согласованной работе всех структурных подразделений и служб колледжа (рис. 1). Большое внимание в колледже уделяется формированию кадрового обеспечения воспитательного процесса.

 

 

Рис. 1- Организационно-управленческая структура воспитательной деятельности

Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности является коллективным органом, в состав которого входят представители администрации, педагоги, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, социальные педагоги, представители родительской общественности и органов студенческого самоуправления, инспектора по делам несовершеннолетних. Председателем Совета является заместитель директора по воспитательной работе. Совет действует на основании Положения о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности; состав Совета ежегодно утверждается приказом директора колледжа.

В колледже работает социально-психологическая служба (СПС), объединяющая и координирующая деятельность педагогов-психологов, социальных педагогов и учебно-воспитательного отдела. Основной целью СПС является - социально-психологическое сопровождение обучающихся и налаживание эффективного взаимодействия с семьей подростка. Основными направлениями работы являются: диагностика личности обучающихся и коллектива; коррекционно-развивающая деятельность; консультативная деятельность по решению индивидуальных проблем личности и семьи; психологическое просвещение подростков, родителей и педагогов.

В колледже проводится комплекс мер по социальной защите обучающихся – ежемесячно выплачиваются академические стипендии, социальные стипендии обучающимся из малообеспеченных семей, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, оказывается материальная помощь обучающимся из многодетных семей.

Куратор является исполнителем большей части мероприятий воспитательной деятельности. Роль куратора чрезвычайно велика при формировании мотивации поведения, норм морали и нравственности воспитанников, развитии их интересов и способностей. Успешность воспитательной работы во многом определяется педагогическим талантом, профессиональной компетентностью куратора. Именно поэтому, в колледже уделяется большое внимание повышению педагогической компетентности кураторов. Этому способствует методическое объединение кураторов, которое является площадкой для проведения тематических семинаров, круглых столов, социально-педагогических тренингов для педагогического коллектива. В колледже ежегодно проводится мониторинг работы кураторов по следующим показателям: планирование работы и выполнение планов, рейтинг группы (посещаемость и успеваемость, активность групп в общественной жизни колледжа), проведение кураторских часов и внеклассных мероприятий, ведение документации.

С целью оказания методической помощи и повышения эффективности работы кураторов в колледже работает методическое объединение кураторов. На заседаниях комиссии классные руководители обсуждают вопросы построения воспитательной системы группы, новые формы работы с группой, инновационные методики и передовые идеи воспитания молодёжи, методы диагностики личности и коллектива обучающихся и многое другое.

 

Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с утвержденным директором колледжа перспективным планом и календарным планом работы на текущий учебный год. Ознакомление педагогического коллектива, обучающихся с целями и содержанием воспитательной деятельности организовано через проведение заседаний педагогического совета, студенческого совета, размещение планов работы на информационных стендах, и на сайте коллежда; обсуждение результатов воспитательной работы отражено в протоколах педагогического совета, методического объединения классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности, инструктивно-методических совещаниях по учебным корпусам.

Основными направлениями воспитательной работы педагогического коллектива являются:

  • Учебно-исследовательская и познавательная деятельность;
  • Духовно-нравственное и эстетическое воспитание;

Трудовое и профессиональное      воспитание;      сопровождение

профессиональной карьеры выпускников;

  • Гражданское и военно-патриотическое воспитание;
  • Профилактика девиантного поведения и правонарушений;
  • Социально-психологическое сопровождение обучающихся;
  • Физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа;
  • Профориентация;
  • Работа с родителями.

Воспитательными мероприятиями, проводимыми на уровне учебных корпусов и колледжа охвачено более 80% контингента обучающихся и студентов, отчет о них так же размещены на сайте коллежда.

 

Воспитательно-профилактическая работа проводится в соответствии с программой профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся. Основными формами работы являлись следующие: контроль посещаемости и успеваемости обучающихся; проведение тематических кураторских часов и бесед, проведение лекций по правовой тематике и тематике злоупотребления психоактивными веществами с приглашением юристов и представителей правоохранительных органов; работа Совета по профилактике правонарушений с обучающимися «группы риска»;

диагностическая и психокоррекционная индивидуальная работа психологов и социальных педагогов с обучающимися; вовлечение обучающихся в социально-значимую, трудовую, творческую, спортивную, научно-техническую деятельность через реализацию программ и мероприятий колледжа, округа, города; организация волонтерских акций; работа секций и студий дополнительного образования, организация экскурсий в музеи и на выставки, посещение театров и концертных залов, организация оздоровительных лагерей в каникулярный период и т.п. Педагогический коллектив поддерживает связь с родителями обучающихся путем организации родительских собраний, бесед, приглашения на Совет по профилактике, оказания консультативной поддержки родителям, имеющим детей с девиациями, проблемами социальной адаптации и др.

Особое внимание в воспитательной работе колледжа уделяется профилактике употребления ПАВ. Основа антинаркотической работы – первичная профилактика, формирование у обучающихся психологического иммунитета к наркотикам. Разъяснительную работу ведут кураторы, мастера производственного обучения, проводя тематические беседы и классные часы. В колледже проходят конкурсы плакатов и стенгазет по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, пропаганде здорового образа жизни, акция "Поменяй сигарету на конфету!", «Дыши свободно!».

Ежегодно проводятся традиционные соревнования между учебными группами и учебными корпусами по футболу, волейболу, настольному теннису, баскетболу, военно-спортивные праздники.

В воспитательной работе большое место отведено организации досуга, включающего в себя спортивную, культмассовую и экскурсионную работу, организацию активного познавательного отдыха в каникулярное время, а также привлечение обучающихся к различным спортивным и творческим конкурсам. Студенты колледжа ежемесячно посещают театры, музеи, выставки, в том числе по бесплатным групповым билетам.

В колледже развивается блок дополнительного образования. На бесплатной основе работают секции мини-футбола, волейбола, общей физической подготовки, бокса.

 

В колледже развивается студенческое самоуправление. Студенческие советы работают по учебным корпусам. Студсоветы подводят итоги рейтинга групп, рейды по посещаемости и готовности к учебным занятиям, рейды по сохранности мебели и чистоте, принимают участие в организации внутри-колледжных мероприятий (концертов, патриотических акций, уроков мужества, работе с ветеранами) , участвуют в окружных и городских семинарах по самоуправлению, городских студенческих акциях.

 

Все воспитательные мероприятия направлены на основные задачи воспитания и развития личности, среди которых выделяются задачи по формированию общих компетенций обучающихся. Так, например, рассмотрим мероприятия колледжа через призму формирования общих компетенций ФГОС СПО специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

  • ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Реализуется через конкурсы профессионального мастерства, экскурсии на профильные предприятия, работу с социальными партнерами колледжа. Для обучающихся проводятся деловые игры, психологические тренинги, направленные на повышение мотивации к профессии, индивидуальное профориентационное тестирование.
  • ОК-2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. Реализуется через систему конкурсов, открытых мероприятий.
  • ОК-3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Данная компетенция реализуется через систему рейтингов учебных групп (ежемесячный рейтинг, полугодовой и годовой). Рейтинг включает показатели: успеваемость, посещаемость, участие в спортивных мероприятиях, участие в различных конкурсах и т.д. После опубликования результатов, обучающиеся анализируют вместе с руководителем полученные результаты, а также проводят коррекцию с целью улучшения рейтинговой позиции группы. Также для реализации данной компетенции в колледже введена система портфолио обучающегося, которое ведётся на протяжении всего срока обучения.
  • ОК-4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Данная компетенция реализуется через участие обучающихся в предметных неделях, предметных вечерах, конкурсах, научно- практических конференциях.
  • ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Данная компетенция реализуется через секции дополнительного образования «Компьютерный дизайн», «WEB-технологии», а так же через пресс- центр студенческого совета.
  • ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Реализация данной компетенции проводится через участие обучающихся в КВН, тренингах, коллективных творческих делах, субботниках, тематических классных часах, реализацию социальных проектов («Мы-не мишень», «Твори добро», «Каждому ветерану- наше доброе сердце» и др.), а так же через волонтёрские акции.
  • ОК-7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Реализуется через военные сборы, работу стрелковой секции, военно-патриотический клуб «Наследие», соревнования по военно-прикладным видам спорта.

Основными направлениями совершенствования воспитательной деятельности колледжа за последние три года стали:

  • организация единой системы воспитательной деятельности всех подразделений и служб колледжа;
  • создание программно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения воспитательной деятельности;
  • разработка системы формирования общих и профессиональных компетенций ФГОС НПО и СПО нового поколения в воспитательной деятельности колледжа;
  • информационная и просветительская работа через проведение научно-практических конференций, круглых столов и семинаров (на уровне колледжа, округа, города), работу Интернет-сайта;
  • развитие волонтерского движения и студенческого самоуправления;
  • расширение блока дополнительного образования и факультативов. В колледже имеют место следующие виды контроля воспитательной работы:

административный контроль – осуществляется директором колледжа, его заместителями, администрацией учебных корпусов колледжа;

педагогический контроль – осуществляется методическим объединением кураторов, кураторами и мастерами, педагогом-психологом колледжа.

Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе. В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:

  • планирование работы кураторов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов;
  • организация досуга обучающихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования;
  • работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями;
  • работа по профилактике девиантного поведения обучающихся, совершения ими правонарушений и преступлений;
  • проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;
  • педагогическая поддержка студенческой инициативы и самодеятельности, работа органов студенческого самоуправления;
  • соблюдение, сохранение и развитие традиций жизни колледжа;
  • взаимодействие педагогов с родителями обучающихся и другими представителями окружающего социума;
  • состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в коллективах групп и колледже в целом;
  • организация летнего труда и отдыха обучающихся;
  • профессиональная карьера выпускников колледжа.

Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора колледжа. В колледже применяются следующие методы анализа воспитательной работы: психолого-педагогическое тестирование (по различным методикам); групповое мнение обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров (анкета); социометрические исследования; анализ комплекса конкретных учебных достижений (обучающегося, группы); анализ конкретной деятельности (личности и группы).

Критериями внутренней оценки итогов воспитательной работы являются:

уровень воспитанности студентов;

индивидуальные учебные и вне учебные достижения студентов (по результатам участия студентов в конкурсной, творческой и общественной жизни колледжа, округа, города - ежегодно);  социальная успешность и конкурентоспособность выпускников колледжа на рынке труда. Таким образом, стратегия развития воспитательной работы колледжа – это многосторонняя программа, включающая такие аспекты как:

  • преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на всех уровнях системы непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов;
  • целенаправленное управление развитием личности студента как целостным процессом с учетом региональных и национальных особенностей, а также профессиональной специфики; личностного подхода, признающего интересы личности обучаемого и его семьи;
  • формирование и развитие воспитательной системы колледжа (переход от системы воспитания к воспитательной системе);
  • поиск инновационных форм и методов воспитания;

развитие системы «обратной связи» с обучающимися, родителями и их привлечение к управлению образовательным процессом; подбор профессиональных педагогических кадров и организация системы повышения их профессиональной компетентности.

Страница сгенерирована за 0.0036 секунд.