Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, социальных рисков и правонарушений

19.05 2023 г. В ГБПОУ РД «Колледж строительства и дизайна» в актовом зале провели родительское собрание. На собрание были приглашены родители (законные представители) обучающихся колледжа всех курсов 1-4. Тема родительского собрания «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, социальных рисков и правонарушений».

Беседу на тему «Современные аспекты психологической профилактики девиантного поведения детей и подростков» провела Сулейманова Марьям Газимагомедовна клинический психолог ГБУ РД «Республиканский наркологический диспансер». При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

 «Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму. Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы.

 

Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

 

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

 

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

 О профилактике рисков девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков рассказала Сейфудинова Надежда Викторовна, начальник отдела профилактики наркомании Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по РД, майор полиции. Проблема наркомании с каждым днем все более остро стоит перед современным обществом. Сегодня, как никогда, важно уделять максимально возможное внимание профилактике пристрастия подростков к наркотикам. Стоит отметить, что по статистике только 2-3% наркозависимых возвращаются к нормальной жизни, навсегда с уверенностью сказав «нет!» психоактивным веществам. Оставшиеся, несмотря на все попытки избавиться от пагубного пристрастия, рано или поздно возвращаются к употреблению, если не получат своевременной помощи в реабилитационном центре. В последнее время наркомания значительно «помолодела». Средний возраст страдающих наркозависимостью находится в диапазоне 16-18 лет. По статистике от общего количества страдающих наркоманией 60% - это молодые люди от 16 до 30 лет. Пятая часть – это школьники, принимающие наркотики с 9-13 лет. Нередки случаи приобщения к наркотикам 6-7-летних детей. Наркоманов в возрасте 30 лет и старше менее 20%. Цифра не велика, поскольку большая часть зависимых просто не доживает до этого возраста. Профилактика развития наркозависимости среди несовершеннолетних не может обеспечиваться усилиями только медицинской службы.

 Необходима совместная деятельность родителей, врачей, психологов, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности.

 Беседу воспитательного характера, контроля за посещаемостью и успеваемостью их детей в учебном заведении и успеваемость за этот учебный год провела зам. директора по ВР Баширова Э.М. Несмотря на то, что образование студента — его личное дело как взрослого и ответственного человека, родители также могут повлиять на его качество и успешность. К учёбе в колледже или высшем учебном заведении нужно быть готовым, и во многом в такой подготовке могут помочь мамы и папы. Студенческая жизнь для многих подростков становится сложным испытанием — одни сталкиваются с тем, что не могут адаптироваться к новой, более сложной и взрослой среде, пугаются объёмов академического материала, а другие наоборот, забывают об учёбе и, почувствовав неведомую ранее свободу, начинают прогуливать и заваливать сессии. Самое важное для родителей тут — отмечать настроение ребёнка и при необходимости напоминать, что статус студента не делает его взрослым.

 Далее беседу продолжила педагог – психолог Курбанова Джамиля Талибовна. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете – кибербуллинг. Современным подросткам, являющимися «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.

Как помочь жертве буллинга:
1. Поблагодарить за доверие. Простое «спасибо» даст понять, что вы подходите к проблеме с пониманием и серьезностью. Это очень важно для человека, который думает, что остался 1 на 1 со своей бедой.
2. Не обвинять.
В случае с буллингом, проблема — в агрессоре, а не в жертве.
3. Убедить обратиться за помощью. Порой люди делятся проблемами не с целью найти решение, а чтобы не нести груз в одиночестве. В таком случае стоит убедить собеседника в серьезности ситуации, предложить вместе обратиться к людям, способным повлиять на нее.

Страница сгенерирована за 0.0031 секунд.